Первый Рейтинг Нижний Новгород

Главные компании
Нижнего Новгорода
по мнению
First.Rating agency

Главные компании
Нижнего Новгорода
по мнению
First.Rating agency

Темные кухни: что это такое и как помогут дать старт бизнесу?

Темные кухни (dark kitchen), также известные как облачные, виртуальные или призрачные кухни, в России еще принято называть “Кухнями на районе”.

Основное их отличие от обычных заведений общественного питания – ресторанов, кафе и столовых – в том, что у них отсутствуют традиционные залы для приема посетителей. Темные кухни занимаются исключительно приготовлением блюд для последующей их доставки клиентам с помощью собственных курьеров или через сервисы доставки еды. При этом всю производственную цепочку можно разделить на три основные части:

• приготовление блюд

• оформление и упаковка

• передача заказа курьеру

темные кухни для бизнеса
От первой “Кухни на районе” до глобальных сетей dark kitchen, захвативших все крупные мегаполисы мира, прошло всего несколько лет

Темные кухни, как явление, появились в западном мире примерно в 2010-х годах. Первыми, кто смог реализовать идею ресторана по доставке еды клиентам на дом как самостоятельного бизнеса, были Тодд Миллман и Питер Шацберг. Эти два ресторатора-первопроходца свои первые заведения подобного типа открыли в 2013 году. Бизнес удалось быстро масштабировать и уже скоро в Нью-Йорке и Чикаго работала первая сеть dark kitchen. Успех оказался ошеломляющим – $20 млн прибыли в год!

Примерно в это же время в Лондоне была открыта первая темная кухня Deliveroo, а в 2015 году Uber Eats начал запускать свои темные кухни в Чикаго. Не долго думая, на этот рынок потянулись и другие игроки. Их интерес был вызван стремительным ростом спроса на доставку еды на дом среди населения крупных городов. В итоге уже к 2019 году в США работало более 1500 dark kitchen, а в Великобритании, к этому времени, только у Deliveroo насчитывалось более 200 темных кухонь в 16 городах.

В настоящее время США и Великобритания остаются лидерами в этом сегменте еды, но этот бизнес также активно развивается в других странах, включая Китай, Индию, Индонезию и страны Ближнего Востока.

 

Россия не стала исключением и подхватила набирающий силу тренд

Одним из первых крупных игроков на этом рынке стала компания «Додо Пицца», которая в 2017 году открыла свою первую темную кухню в Москве. Другая московская компания, заработавшая в формате «облачного ресторана» в том же году, так и называлась – “Кухня на районе”. В последующие несколько лет многие известные рестораторы и сети быстрого питания, такие как «Бургер Кинг», «Крошка Картошка», «Теремок» и другие также начали открывать свои облачные заведения по производству и доставке еды на дом.

Развитие темных кухонь в России получило дополнительное ускорение в 2020 году – с началом пандемии COVID-19. Именно тогда рестораны были вынуждены закрыть свои двери для традиционных посетителей и перейти на модель доставки на дом. Это привело к тому, что многие заведения общественного питания начали открывать темные кухни, чтобы сократить издержки и продолжить работу.

Сегодня в России существует множество темных кухонь, работающих с различными сервисами доставки еды, такими как «Яндекс.Еда», «Delivery Club», «Самокат», «СберДоставка», «Dostaevsky» и другими.

 

темные кухни для бизнеса
Чем привлекательна концепция “Темной кухни” для бизнеса: разберем плюсы и минусы этого формата

 

О плюсах

 

Темные кухни предлагают ряд преимуществ для бизнеса, включая существенное снижение стартовых затрат. Не требуется арендовать дорогое помещения в зоне большой проходимости, тратиться на мебель и интерьер посадочного зала, а также обслуживающий персонал.

Еще одно преимущество, особенно для малого бизнеса, который имеет ограниченный размер собственного капитала, а привлекать стороннее финансирование не хочет – возможность недорогого и быстрого масштабирования. Вырасти по обороту в 10-12 раз за полгода для темной кухни – это вполне реально. И такой рост происходит на фоне достаточно низких финансовых рисков – чем меньше инвестиции в проект, тем меньше потери в случае неудачи.

Темные кухни выигрывают в эффективности и скорости обслуживания клиентов у своих традиционных конкурентов, поскольку они могут полностью сосредоточиться исключительно на приготовлении еды.

Помимо этого такой формат позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся трендам и предпочтениям потребителей, почти мгновенно меняя ассортимент блюд в меню, поскольку сбор аналитики о своих клиентах, заказывающих еду через сервисы доставки, становится гораздо шире и оперативней. Это позволяет бизнесу глубже понять свою целевую аудиторию и быстро реагировать на любые изменения.

 

О минусах

 

Однако стоит учесть, что успех темной кухни во многом зависит от качества еды, скорости доставки и эффективности маркетинга, эти факторы становятся определяющими.

Чтобы побороть пока еще сохраняющееся у большинства людей недоверие к блюдам, которые доставляют курьеры, качество еды от темных кухонь должно быть, как минимум, не хуже, чем в традиционных ресторанах. Стоит также помнить и то, что курьер является единственным “лицом” заведения, которое видит клиент. Поэтому его роль в формировании положительного образа всего бизнеса многократно возрастает.

Также большим минусом может стать невозможность выдерживать необходимое время доставки. Для этого система должна быть выстроена с соблюдением жесткого тайминга на каждом этапе. Сегодня в крупных городах России стандарт по доставке приблизился к 15-30 минутам, и скоро это время станет нормой для всех. Здесь определяющим фактором становится месторасположение точки в которой находится черная кухня. Вокруг нее формируется зона доставки. Чтобы доставщики укладывались в таймлайн, самое лучшее, если это точка находится в центре большого микрорайона.

 

темные кухни для бизнеса
Что ждет черные кухни в обозримом будущем, и почему они могут изменить наши привычные представления о комфортном жилье
 

 

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы формат dark kitchen станет самым перспективным в области развития системы общественного питания. Учитывая эти тенденции, ряд западных архитектурных школ уже начали продвигать идею строительства многоэтажных жилых домов без помещений для кухни в традиционном ее понимании. Кухни станут не нужны, утверждают они, поскольку у людей просто отпадет необходимость готовить еду дома. 24 часа в сутки можно будет заказать любое блюдо на ближайшей dark kitchen и уже через 10-15 минут оно будет доставлено прямо домой.

В течение 5-7 лет рынок облачной еды в России может вырасти в 10-15 раз и главную роль в этом сыграет рост качества еды, снижение цены и скорости доставки готовых блюд.

А по самым смелым прогнозам уже через 20-25 лет люди совсем перестанут готовить дома.

Домашняя еда станет анахронизмом, как это произошло в прошлом веке с одеждой, когда люди перестали сами себя обшивать.

 

автор: Дмитрий Вовнянко
специально для «Первый.Рейтинг»

Может быть интересно:

Гид по бюджетным покупкам

Гид по бюджетным покупкам: Секреты экономии и умные шаги для разумных покупателей В современном мире бюджетные покупки...