Сегодня мы поговорим о том, как правильно анализировать показатели интернет-маркетинга и эффективности рекламы, обсудим, какие показатели бывают,...
Первый Рейтинг Нижний Новгород
Темные кухни (dark kitchen), также известные как облачные, виртуальные или призрачные кухни, в России еще принято называть “Кухнями на районе”.
Основное их отличие от обычных заведений общественного питания – ресторанов, кафе и столовых – в том, что у них отсутствуют традиционные залы для приема посетителей. Темные кухни занимаются исключительно приготовлением блюд для последующей их доставки клиентам с помощью собственных курьеров или через сервисы доставки еды. При этом всю производственную цепочку можно разделить на три основные части:
• приготовление блюд
• оформление и упаковка
• передача заказа курьеру
Темные кухни, как явление, появились в западном мире примерно в 2010-х годах. Первыми, кто смог реализовать идею ресторана по доставке еды клиентам на дом как самостоятельного бизнеса, были Тодд Миллман и Питер Шацберг. Эти два ресторатора-первопроходца свои первые заведения подобного типа открыли в 2013 году. Бизнес удалось быстро масштабировать и уже скоро в Нью-Йорке и Чикаго работала первая сеть dark kitchen. Успех оказался ошеломляющим – $20 млн прибыли в год!
Примерно в это же время в Лондоне была открыта первая темная кухня Deliveroo, а в 2015 году Uber Eats начал запускать свои темные кухни в Чикаго. Не долго думая, на этот рынок потянулись и другие игроки. Их интерес был вызван стремительным ростом спроса на доставку еды на дом среди населения крупных городов. В итоге уже к 2019 году в США работало более 1500 dark kitchen, а в Великобритании, к этому времени, только у Deliveroo насчитывалось более 200 темных кухонь в 16 городах.
В настоящее время США и Великобритания остаются лидерами в этом сегменте еды, но этот бизнес также активно развивается в других странах, включая Китай, Индию, Индонезию и страны Ближнего Востока.
Одним из первых крупных игроков на этом рынке стала компания «Додо Пицца», которая в 2017 году открыла свою первую темную кухню в Москве. Другая московская компания, заработавшая в формате «облачного ресторана» в том же году, так и называлась – “Кухня на районе”. В последующие несколько лет многие известные рестораторы и сети быстрого питания, такие как «Бургер Кинг», «Крошка Картошка», «Теремок» и другие также начали открывать свои облачные заведения по производству и доставке еды на дом.
Развитие темных кухонь в России получило дополнительное ускорение в 2020 году – с началом пандемии COVID-19. Именно тогда рестораны были вынуждены закрыть свои двери для традиционных посетителей и перейти на модель доставки на дом. Это привело к тому, что многие заведения общественного питания начали открывать темные кухни, чтобы сократить издержки и продолжить работу.
Сегодня в России существует множество темных кухонь, работающих с различными сервисами доставки еды, такими как «Яндекс.Еда», «Delivery Club», «Самокат», «СберДоставка», «Dostaevsky» и другими.
Темные кухни предлагают ряд преимуществ для бизнеса, включая существенное снижение стартовых затрат. Не требуется арендовать дорогое помещения в зоне большой проходимости, тратиться на мебель и интерьер посадочного зала, а также обслуживающий персонал.
Еще одно преимущество, особенно для малого бизнеса, который имеет ограниченный размер собственного капитала, а привлекать стороннее финансирование не хочет – возможность недорогого и быстрого масштабирования. Вырасти по обороту в 10-12 раз за полгода для темной кухни – это вполне реально. И такой рост происходит на фоне достаточно низких финансовых рисков – чем меньше инвестиции в проект, тем меньше потери в случае неудачи.
Темные кухни выигрывают в эффективности и скорости обслуживания клиентов у своих традиционных конкурентов, поскольку они могут полностью сосредоточиться исключительно на приготовлении еды.
Помимо этого такой формат позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся трендам и предпочтениям потребителей, почти мгновенно меняя ассортимент блюд в меню, поскольку сбор аналитики о своих клиентах, заказывающих еду через сервисы доставки, становится гораздо шире и оперативней. Это позволяет бизнесу глубже понять свою целевую аудиторию и быстро реагировать на любые изменения.
Однако стоит учесть, что успех темной кухни во многом зависит от качества еды, скорости доставки и эффективности маркетинга, эти факторы становятся определяющими.
Чтобы побороть пока еще сохраняющееся у большинства людей недоверие к блюдам, которые доставляют курьеры, качество еды от темных кухонь должно быть, как минимум, не хуже, чем в традиционных ресторанах. Стоит также помнить и то, что курьер является единственным “лицом” заведения, которое видит клиент. Поэтому его роль в формировании положительного образа всего бизнеса многократно возрастает.
Также большим минусом может стать невозможность выдерживать необходимое время доставки. Для этого система должна быть выстроена с соблюдением жесткого тайминга на каждом этапе. Сегодня в крупных городах России стандарт по доставке приблизился к 15-30 минутам, и скоро это время станет нормой для всех. Здесь определяющим фактором становится месторасположение точки в которой находится черная кухня. Вокруг нее формируется зона доставки. Чтобы доставщики укладывались в таймлайн, самое лучшее, если это точка находится в центре большого микрорайона.
Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы формат dark kitchen станет самым перспективным в области развития системы общественного питания. Учитывая эти тенденции, ряд западных архитектурных школ уже начали продвигать идею строительства многоэтажных жилых домов без помещений для кухни в традиционном ее понимании. Кухни станут не нужны, утверждают они, поскольку у людей просто отпадет необходимость готовить еду дома. 24 часа в сутки можно будет заказать любое блюдо на ближайшей dark kitchen и уже через 10-15 минут оно будет доставлено прямо домой.
В течение 5-7 лет рынок облачной еды в России может вырасти в 10-15 раз и главную роль в этом сыграет рост качества еды, снижение цены и скорости доставки готовых блюд.
А по самым смелым прогнозам уже через 20-25 лет люди совсем перестанут готовить дома.
Домашняя еда станет анахронизмом, как это произошло в прошлом веке с одеждой, когда люди перестали сами себя обшивать.
автор: Дмитрий Вовнянко
специально для «Первый.Рейтинг»
Может быть интересно:
Сегодня мы поговорим о том, как правильно анализировать показатели интернет-маркетинга и эффективности рекламы, обсудим, какие показатели бывают,...
Как выбрать идеальный подарок, который запомнится навсегда Дарение подарков — это искусство, которое приносит радость как дарителю,...
Гид по бюджетным покупкам: Секреты экономии и умные шаги для разумных покупателей В современном мире бюджетные покупки...
Как правильно выбрать маркетинговые каналы, в которых наиболее правильно продвигать компанию ? Выбор инструментов должен быть уникален...